RUS | ENG | All
Enter the email or login, that you used for registration.
If you do not remember your password, simply leave this field blank and you will receive a new, along with a link to activate.

Not registered yet?
Welcome!

2014-05-12 19:50:00

ДЛЯ ЛЮБИМОГО ДРУЖКА

ДЛЯ ЛЮБИМОГО ДРУЖКА

Проект создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) еще в конце апреля был под угрозой срыва. Минск не устраивала действующая схема поставок нефти: сырье Белоруссия получает из России без пошлин, в обмен отдает пошлины от экспорта произведенных из него нефтепродуктов. В этом году Белоруссия получит 23 млн т нефти, ежегодную компенсацию президент Александр Лукашенко оценивал ранее примерно в $4 млрд. Чиновники российского Минфина потери бюджета России — в $6,5 млрд в 2013 г.

Лукашенко настаивал на снятии ограничений после создания ЕАЭС, Россия — на сохранении. Если страны — партнеры Таможенного союза не готовы к ЕАЭС, то его создание лучше отложить, предупреждал Лукашенко. Но после переговоров Белоруссия дала согласие на подписание договора о появлении союза с 2015 г. Российские чиновники надеялись, что подпись Минска недорого обойдется Москве, а помощь если и будет оказана, то в виде не нефтяных преференций, а прямой поддержки.

На прошлой неделе Лукашенко назвал цену, которую согласилась заплатить Россия. Белоруссия перечислит России на $1,5 млрд меньше пошлин, сказал он (цитата по Reuters). Кроме того, Россия поддержит кредитами: «как и было обещано, перечислит $2 млрд, это произойдет уже в мае, для пополнения ЗВР (золотовалютных резервов. — "Ведомости")», заявил Лукашенко, еще $500 млн — в 2015 г. «Мы не будем блокировать подписание союза», — пообещал он. Договориться о полной отмене компенсаций Лукашенко рассчитывает к 2016 г.

Квоты на беспошлинные поставки нефти удалось отстоять, утверждают два российских чиновника. Объем поставок не уменьшится, сказал Лукашенко: «23 млн т нам будет предостаточно, чтобы загрузить наши НПЗ».

Такой компромисс возможен, подтверждает федеральный чиновник, участвующий в переговорах. Частичная отмена компенсации из бюджета Белоруссии обсуждалась, но Россия была готова пойти на это только в крайнем случае, говорил ранее другой чиновник. Об окончательных договоренностях обоим чиновникам неизвестно.

Окончательно все условия соглашения будут определены через неделю-две, сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, до тех пор он не комментирует переговоры. Решение будет приниматься на более высоком (а не ведомственном) уровне, лаконичен представитель Минфина. Неизвестно о них и другому сотруднику Минфина.

$1,5 млрд — лишь примерная, обсуждаемая сейчас цифра, но сам принцип можно поддержать, рассуждает федеральный чиновник: до 2025 г. должен заработать единый нефтегазовый рынок ЕАЭС, все ограничения в торговле будут отменены, поэтому поэтапное снижение компенсации — логичный вариант. $1,5 млрд — это перебор, категоричен другой чиновник: слишком высокая цена для российской казны. Исходя из расчетов Минфина, теперь создание ЕАЭС обойдется бюджету в $8 млрд (с учетом прежних потерь в $6,5 млрд). Впрочем, был и более рискованный вариант для России — при полной отмене всех ограничений в торговле потери могли достигнуть $30 млрд (см. врез), оценивали чиновники Минфина.

Компромисс — сохранение квот, но полная или частичная отмена компенсации — не самый лучший сценарий, но и при таком варианте появляется время для плавного налогового маневра, говорил ранее чиновник финансово-экономического блока правительства: поэтапной отмены экспортных пошлин и повышения НДПИ (см. также статью на стр. 04).

$1,5 млрд кажутся мелочью на фоне доходов бюджета, но такие мелочи выглядят все более рискованными в условиях стагнации экономики, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. В России есть много проблем, на решение которых можно направить эти средства, например развитие инфраструктуры, теперь же деньги будут потрачены на политический проект, заключает Суслина. Экономического эффекта от ЕАЭС практически нет, говорил ранее Алексей Портанский из Высшей школы экономики, на страны Таможенного союза приходится лишь 7,5% от внешней торговли России и перспектив для роста оборота нет.

vedomosti.ru

Tags: БЕЛАРУСЬ, РОССИЯ, НЕФТЬ