RUS | ENG | All
Enter the email or login, that you used for registration.
If you do not remember your password, simply leave this field blank and you will receive a new, along with a link to activate.

Not registered yet?
Welcome!

2015-02-28 19:05:00

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

2014 год станет, по всей видимости, знаковым для российского бурового рынка. Впервые за несколько лет на нем наметились две кардинально новые тенденции: падение объемов суммарной проходки по сравнению с предыдущим годом вместо роста, наблюдавшегося на протяжении последних пяти лет, и увеличение сегмента несвободного рынка, на котором исключительную роль играют или собственные подразделения добывающих компаний, или кэптивные по отношению к ВИНК подрядчики.

Падение объемов проходки и логически связанное с ним уменьшение в недалеком будущем объемов нефтедобычи заметили во многих российских ВИНК. Например, в конце октября 2014 года на II Национальном нефтегазовом форуме об этом заявил вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун. По его словам, столь неоптимистичный прогноз связан с несколькими факторами. Продуктивность бурения в России резко падает, приходится бурить все больше новых скважин. «Для поддержания текущего уровня добычи мы должны будем бурить не 20 млн погонных метров, как сейчас, а 30 млн. Это приведет к увеличению ввода с 6 до 9 тыс. скважин ежегодно. Такие объемы потребуют увеличения количества буровых бригад примерно на 60%. А с учетом того, что западные подрядчики сворачивают работу на территории России, такие действия весьма сомнительны», – пояснил Леонид Федун.

Это должно было случиться

По данным ЦДУ ТЭК, в первом полугодии 2014 года падение суммарной проходки в эксплуатационном и разведочном бурении в России по сравнению с 2013 годом составило 7%. При этом проходка в горизонтальном бурении, наоборот, увеличилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 63%. Эта, на первый взгляд, странность, заключающаяся в разнонаправленной динамике эксплуатационного и горизонтального бурения (горизонтальное бурение мы рассматриваем как один из видов эксплуатационного бурения – прим.) на самом деле есть первое проявление новой закономерности, которая, согласно результатам анализа RPI, будет проявляться на российском буровом рынке, по крайней мере, в течение предстоящих двух-трех лет. Она логически вытекает из истории внедрения и распространения горизонтального бурения в России

Бурение горизонтальных скважин (ГС) в настоящее время является хорошо известным методом интенсификации добычи углеводородов. В России первая ГС была пробурена еще в 1947 году на Краснокаменском месторождении в Башкортостане. Тем не менее, в силу технической сложности горизонтального бурения, у нас в стране оно практически не применялось до начала 90-х годов. В то же время, по состоянию на конец 2011 года, в мире насчитывалось порядка 35 тыс. ГС. В США, в частности, уже в 2010 году доля ГС в общем количестве пробуренных эксплуатационных скважин достигла 42%.

Общеизвестными преимуществами горизонтального бурения являются:

  • увеличение рентабельности капитальных вложений вследствие повышения уровня добычи нефти;
  • повышенная экологическая безопасность добычи (позволяет вывести бурение из природоохранных зон);
  • возможность ввода новых, ранее не разрабатывавшихся пластов в эксплуатацию.

Весь период 2000-х годов в России бурение ГС не пользовалось популярностью главным образом из-за технологических сложностей. В среднем по ВИНК, доля горизонтального бурения держалась в пределах 10-12% от всего эксплуатационного бурения. Исключениями из этой закономерности были следующие компании:

  • «Сургутнефтегаз»;
  • «Славнефть».

«Сургутнефтегаз» еще в начале 2000-х годов довел долю горизонтального бурения до 24%. Основная масса ГС (более 1 тыс. по состоянию на 2010 год) была пробурена на Федоровском месторождении. Тем не менее, во второй половине 2000-х годов доля горизонтального бурения в этой компании вследствие технологической сложности данной операции снизилась до 15%.

«Славнефть» в 2010 году довела долю горизонтального бурения на своих старых месторождениях в Западной Сибири примерно до 29%. В компании считают этот вид бурения эффективным способом интенсификации добычи.

В 2009-2011 годах наметился новый тренд в развитии горизонтального бурения: большинство российских ВИНК либо резко увеличили долю горизонтального бурения, либо планировали увеличить эту долю в течение нескольких предстоящих лет.

Причинами смены ориентиров у компаний послужили следующие стимулирующие факторы:

  • высокая экономическая эффективность горизонтального бурения, позволяющая сократить число добывающих скважин при увеличении дебита;
  • планируемый ввод новых месторождений в течение 2011-2015 годов, где во многих случаях оказывается выгодным сразу бурить ГС;
  • совершенствование технологий горизонтального бурения и капитального ремонта скважин;
  • истощение старых месторождений, где требуется вводить в эксплуатацию все новые пласты и повышать дебит вновь пробуренных скважин;
  • необходимость вводить в эксплуатацию трудноизвлекаемые запасы (высоковязкие нефти), а также разрабатывать шельфовые месторождения.

Во второй половине 2000-х годов весьма интенсивно совершенствовались и стали широко известны новые технологии в бурении – методы MWD и LWD (MWD/LWD – соответственно телеметрия и каротаж во время бурения – прим.), буровой инструмент (долота, в частности), буровые растворы, буровые станки с верхним приводом. Развивались методы КРС, в частности, методы РИР, которые могли бы применяться на горизонтальных участках скважин. Все эти факторы дополнительно инициировали бурение ГС. Причем результаты применения новой технологии очень скоро стали очевидными.

По оценке специалистов «Роснефти», применение горизонтального бурения на новом Ванкорском месторождении (из 137 пробуренных в 2008-2010 годах добывающих скважин более 90% – горизонтальные – прим.) позволило в 3-4 раза сократить число добывающих скважин. «Сургутнефтегаз» в Восточной Сибири на новых месторождениях вообще перешел только на горизонтальное бурение добывающих скважин.

Согласно оценкам отраслевых экспертов, в среднем по России дебиты ГС в 3-5 раз выше расчетных дебитов наклонно-направленных скважин, которые могли быть пробурены на том же месте. В отдельных случаях дебит ГС превышает дебит наклонно-направленных скважин в 10-12 раз.

Горизонтальное бурение при разработке шельфовых месторождений позволяло отказаться от применения морских буровых платформ, замещая их бурением с берега. Это, например, характерно для проекта «Сахалин-1», где с берега бурились ГС с горизонтальным участком в 9 км и даже более.

Одновременное наложение перечисленных обстоятельств примерно в один и тот же временной период, в 2008-2011 годах, привело к резкому повышению интереса компаний к применению горизонтального бурения, который не только сохранился, но и усилился в 2012-2014 годах. В результате в 2013 году рост годового объема проходки в горизонтальном бурении по сравнению с предыдущим годом составил 60%, проходка в январе-июне 2014 года была больше аналогичного показателя за 2013 год на 62%.

Согласно данным ЦДУ ТЭК, в 2009-2013 годах рост проходки в горизонтальном бурении сопровождался увеличением проходки в суммарном бурении, и только в нынешнем году эта закономерность последних четырех лет нарушилась. Произошло это вследствие того, что эффект от ввода горизонтальных скважин стал настолько большим, что для получения заданного объема дополнительной добычи нефти стало требоваться все меньшее количество эксплуатационных добывающих скважин. В итоге, в первой половине 2014 года, наконец, произошел перелом, и рост проходки в горизонтальном бурении стал сопровождаться падением суммарной проходки в целом. Согласно прогнозу RPI, увеличение суммарной проходки можно ожидать не ранее 2016-2017 годов, на которые запланировано одновременное промышленное освоение крупных месторождений в Большехетской впадине и Юрубчено-Тохомской зоне. После этого, в 2018-2020 годах, нисходящий тренд в объемах бурения, вероятно, возобновится снова. И пока не просматривается причин, которые могли бы его переломить, так как перспективных крупных добычных проектов с большими объемами буровых работ в России в настоящее время не предвидится.

ПРОХОДКА В БУРЕНИИ 2014 г.

Единственным фактором, который в среднесрочной перспективе, то есть после 2018 года, может сдержать рост объемов горизонтального бурения, являются западные санкции. Естественно, если их до этого времени не отменят.

Секторальные ограничения, в том числе в отношении нефтегазовой отрасли, ЕС, США и Канада вводили в две стадии. Первая стадия касалась поставок оборудования. Она была введена в конце июля – в начале августа 2014 года. Вторая стадия введена в сентябре 2014 года. Она распространяла действие санкций не только на поставки оборудования, но и на предоставление услуг, обмен информацией с российскими партерами, а также на участие западных компаний в наиболее технологичных добычных проектах.

Среди основных целей санкций стало сдерживание развития горизонтального бурения, в том числе в рамках шельфовых проектов. Список запрещенного США к ввозу в Россию оборудования включает, в частности, буровые установки, детали для горизонтального бурения, оборудование для каротажа.

В середине сентября 2014 года США ввели вторую стадию санкций. Эта стадия предусматривает запрет западным компаниям продолжать совместную работу в рамках совместных арктических, сланцевых и глубоководных проектов по разведке и добыче совместно с «Роснефтью», «Газпромом», «Газпромнефтью», «ЛУКОЙЛом», и «Сургутнефтегазом». Новые санкции не только ограничили экспорт в РФ продукции для нефтяной отрасли, но и ввели запрет на обмен технологиями и услугами в данной сфере.

В настоящее время многие проекты, над которыми работали «Роснефть» и «Газпромнефть» совместно с такими западными компаниями, как ExxonMobil, Royal Dutch Shell, Eni SpA и Statoil ASA, приостановлены.

Специалисты RPI проанализировали потенциальное влияние наложенных санкций на динамику многих сегментов нефтесервисного рынка, в том числе на горизонтальное бурение. Проведенный анализ показал, что непрерывный рост годовых объемов проходки в горизонтальном бурении может продолжаться в этих условиях до 2017 года, вплоть до уровня в 7,4-7,5 млн м в год. Затем, в 2018 году, может последовать спад примерно на 18%, обусловленный двумя обстоятельствами: прохождением пика бурения в Большехетской впадине и Юрубчено-Тохомской зоне, а также нарастанием проблем в обеспечении уже закупленной техники запасными частями. Тем не менее после 2019 года мы прогнозируем восстановительный рост проходки в горизонтальном бурении примерно до уровня в 6,3 млн м в 2020 году.

Собирание активов

Вторая тенденция развития российского бурового рынка, проявляющаяся в увеличении доли несвободного сегмента бурового рынка, обозначилась прошедшей весной. В данном случае под несвободным (закрытым) рынком мы понимаем буровой рынок, на котором подрядчиками выступают либо подразделения самих ВИНК, например, у «Сургутнефтегаза» и «Татнефти», либо кэптивные компании, у которых почти весь объем заказов приходится на какую-то определенную ВИНК.

Первой ласточкой роста несвободного рынка была покупка «Роснефтью» 100% акций «Оренбургской буровой компании» (ОБК), описанная в отчете RPI «Нефтесервисные компании России: новые возможности и вызовы в свете текущих геополитических реалий».

В то время руководство этой ВИНК официально заявляло о планах по интеграции ОБК в структуру холдинга в предстоящие несколько месяцев, чтобы основной объем работ компании производился по заказам «Роснефти». С этой целью буровые установки ОБК во второй половине 2014 года планировалось передислоцировать в Западную Сибирь, в район Нефтеюганска и Нижневартовска, а также в Самарскую область.

Весной 2014 года идея покупки буровых установок резко контрастировала с муссировавшимися в СМИ несколько лет подряд слухами о возможной продаже «РН-Бурения». Однако последовавшие за этим события показали, что именно собирание буровых активов стало новой тенденцией для ведущей добывающей компании страны.

В конце июля 2014 года Weatherford продал «Роснефти» все свои российские дочерние предприятия, занимающиеся бурением и ТКРС. В их число вошли, в частности:

  • ЗАО «Нижневартовскбурнефть»;
  • ООО «Нижневартовское предприятие по ремонту скважин-1»;
  • ООО «Оренбургбурнефть».

Эти предприятия были приобретены Weatherford у ТНК-BP в 2009 году и всего через пять лет оказались вторично проданными. В конце июля 2014 года их дальнейшая судьба была еще не ясна. Однако завеса секретности развеялась совсем скоро – примерно в конце августа.

В это время «Роснефть» договорилась о покупке 30% акций буровой компании North Atlantic Drilling примерно за $925 млн. Эту сделку она должна была оплатить 150 буровыми установками и деньгами. А чуть ранее, в июле 2014 года, «Роснефть» и North Atlantic заключили долгосрочные соглашения, в соответствии с которыми предполагалось использование шести морских буровых установок North Atlantic на российском шельфе на период до 2022 года.

Согласно результатам анализа RPI, это означало передачу North Atlantic Drilling практически всех работоспособных наземных буровых установок, принадлежащих буровым дочерним предприятиям «Роснефти», в том числе «РН-Бурению», бывшим буровым активам Weatherford и «Оренбургской буровой компании». Согласно условиям сделки, «Роснефть» обязана заключить пятилетние контракты на использование буровой техники North Atlantic.

«Роснефть» в итоге могла потенциально добиться двух целей: решить проблему с обеспечением ее морскими буровыми установками, которые способны вести разведочное бурение на корпоративных арктических шельфовых лицензионных участках, а также попутно заиметь крупного кэптивного бурового подрядчика, обеспеченного на годы вперед ее наиболее выгодными буровыми заказами.

Однако судьба и западные санкции внесли в эти стройные планы свои коррективы. В конце сентября 2014 года стало известно, что в связи с санкциями морские буровые установки North Atlantic в российской Арктике работать не будут. Первая шельфовая скважина «Университетская-1» оказалась и последней, после которой буровая установка North Atlantic прекратила свою работу в Арктике, открыв при этом новое крупное нефтяное месторождение «Победа».

Осенью 2014 года стало известно, что планировавшаяся годом ранее продажа буровых активов «Славнефти» также не состоялась, и они остались в составе материнского холдинга, выполняя для него значительный объем работ.

Еще три года назад в составе «Славнефти» находилось четыре предприятия, специализирующихся на эксплуатационном и разведочном бурении:

  • ООО «Мегионское управление буровых работ» (Мегионское УБР);
  • ООО «Обь геология»;
  • ООО «Мегионгеология»;
  • ООО «Байкитская нефтегазоразведочная экспедиция» («БНГРЭ»).

На протяжении всего 2012-го и начала 2013 года «Славнефть» вела переговоры с новым потенциальным покупателем – «РУ-Энерджи Групп». Однако в связи с банкротством потенциального покупателя сделка не состоялась, и планов по отчуждению этих активов пока нет. Получается, что отмена продажи буровых предприятий «Славнефти» оказалась в тренде, характерном для отрасли в целом.

В результате перечисленных сделок, как совершенных, так и не состоявшихся, уже во второй половине 2014 года на несвободном буровом рынке производилось до 45% от всего объема буровых работ в России.

Следующим будет «Таргин»?

Этим не исчерпываются все события, так или иначе связанные с дальнейшим увеличением доли несвободного бурового рынка.

В сентябре 2014 года был арестован и помещен под домашний арест глава АФК «Система» Владимир Евтушенков в рамках уголовного дела о незаконной приватизации ОАО «Башнефть».

«Система» в настоящее время является наиболее крупным акционером данной ВИНК и, одновременно с этим, владельцем нефтесервиного холдинга «Таргин». «Таргин» – это, в свою очередь, не что иное, как переименованное прошедшим летом ООО «Башнефть-Сервисные Активы». Как указывается в отчете RPI «Нефтесервисные компании России: новые возможности и вызовы в свете текущих геополитических реалий», компания «Башнефть-Сервисные Активы» была сформирована в 2010 году на базе 11 бывших нефтесервисных предприятий «Башнефти». Эти предприятия были сначала переданы в новое юридическое лицо, а затем выведены из состава ВИНК. Осенью 2013 года единственным акционером ООО «Башнефть-Севисные Активы» стала АФК «Система».

Если в рамках уголовного дела будет доказано, что «Башнефть» была приватизирована с нарушением законодательства и должна быть возвращена государству, то речь с большой степенью вероятности может пойти о возврате не нынешней «Башнефти», а всех ее активов, которые находились в структуре ВИНК на момент приватизации. По этой логике должен быть возвращен государству и нефтесервисный холдинг «Таргин». При таким раскладе доля несвободного бурового рынка в ближайшие годы может вплотную приблизиться к отметке в 50%.

rogtecmagazine.com

Tags: РОССИЯ, БУРЕНИЕ, НЕФТЬ, РОСНЕФТЬ, ГАЗПРОМ, ЛУКОЙЛ