ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИИ
МИНЭНЕРГО РОССИИ - 27.08.2020 - ИНТЕРВЬЮ ПАВЛА СОРОКИНА ЖУРНАЛУ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»
Энергетическая стратегия как основа развития ТЭК
- Стратегией определены четыре важнейших направления, как указано, «модернизационного рывка» к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике. Это структурная диверсификация, цифровая трансформация, оптимизация пространственного размещения и уменьшение негативного воздействия ТЭК. Но по сути это не «чисто» энергетические вопросы, они на стыке интересов и задач целого ряда министерств и ведомств…
Вы, несомненно, правы. Все перечисленные задачи обозначены Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в качестве приоритетных для развития всей Российской Федерации. Их эффективная реализация возможна только благодаря слаженной работе всех заинтересованных органов государственной власти.
В Энергетической стратегии Российской Федерации – ключевом документе стратегического планирования в сфере энергетики – мы рассматриваем данные направления применительно непосредственно к топливно-энергетическому комплексу.
Напомню, что в соответствии с документом, целью развития энергетики Российской Федерации является с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны – укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года.
Наша страна традиционно является лидером на мировых энергетических рынках. Но мы видим, что мир вокруг нас стремительно меняется – появляются новые, в том числе цифровые технологии, позволяющее дешевле и эффективнее добывать, качественнее перерабатывать и эффективнее транспортировать ископаемые топлива, в сфере электроэнергетики – эффективнее управлять более сложными системами. Развитие технологий становится драйвером для развития альтернативных источников энергии. Все это повышает конкуренцию на мировых рынках.
Поэтому для сохранения позиций России на международной арене и повышения надежности энергоснабжения внутренних потребителей важно трансформировать накопленный задел в традиционной энергетике в энергетику будущего. Именно для этого необходима структурная диверсификация: развитие производства и расширения использования таких перспективных источников энергии, как сжиженный природный газ, возобновляемые источники энергии, на более дальнем горизонте планирования – водородной энергетики; цифровая трансформация и интеллектуализация отраслей ТЭК преимущественно на базе собственных решений, что, в том числе, будет способствовать снижению антропогенного воздействия ТЭК на окружающую среду; оптимизация пространственного размещения энергетической инфраструктуры, что позволит повысить энергетическую безопасность наших приоритетных территорий и выйти на новые перспективные мировые рынки.
- В документе отмечается, что приоритет стратегии – гарантированное обеспечение энергобезопасности страны. Следует ли из этого, что сейчас нет этого гарантированного обеспечения? Какие факторы будут показателем «гарантированного обеспечения»?
Гарантированное обеспечение энергетической безопасности – это один из восьми приоритетов Энергетической стратегии Российской Федерации.
Напомню, что в мае прошлого года Указом Президента Российской Федерации утверждена Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации. Согласно этому Указу, Доктрина и Стратегии дополняют друг друга и составляют по сути одно целое.
В Доктрине энергетической безопасности указаны основные вызовы и угрозы экономической безопасности, а также факторы, которые обуславливают риски превращения вызовов в угрозы, реализацию угроз и нанесения ущерба российской энергетике.
В условиях современного мира поддержание достаточного уровня энергетической безопасности (как и любой безопасности вообще) является нетривиальной задачей. Заметьте, речь идет о достаточной, а не полной безопасности, которая невозможна вследствие нестабильности, неопределенности и даже непредсказуемости развития мировой экономики и энергетики, да и всех других сфер. И правительства многих стран, и России в том числе, переходят к так называемому риск-ориентированному управлению.
Безусловно, энергетика Российской Федерации сегодня обладает таким запасом прочности и устойчивости, однако это не означает, что нам не нужна постоянная, систематическая работа в области обеспечения достаточно высокого уровня энергетической безопасности.
Именно поэтому мы сейчас работаем над формированием системы управления рисками энергетической безопасности Российской Федерации.
- В качестве одного из основных направлений деятельности обозначено «совершенствование государственного управления энергетикой». Кстати, наше интервью в журнале планируется под рубрикой «Госрегулирование»… Получается, что есть проблемы в госуправлении? Как планируется их решать?
Совершенствование государственного управления предусмотрено в качестве одного из основных направлений Энергетической стратегии как раз для того, чтобы снизить до минимума риск возникновения проблем в системе управления.
Когда в объекте управления происходят или могут произойти такие радикальные изменения, как «энергетический переход» или хотя бы что-то близкое к нему, система управления должна развиваться в упреждающем режиме.
Комплекс ключевых задач по совершенствованию государственного управления отраслями топливно-энергетического комплекса подробно расписан в документе. Он включает в себя такие задачи, как оптимизация и обеспечение предсказуемости налогообложения, развитие конкуренции, повышение инвестиционной активности, обеспечение государственной, общественной, информационной, промышленной безопасности, охраны труда в отраслях топливно-энергетического комплекса.
- Любая стратегия – это решение не только конкретных задач, но и определение целей, задел будущего. Какой перспективный задел, не только до 2035 г., но и значительно дальше, заложен в принятой стратегии?
Что касается «перспективного задела» на будущее за пределами 2035 года, то это – более эффективная, чем сегодня, гибкая и устойчивая энергетика, способная адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы.
То есть, «новое состояние», которое станет результатом реализации Стратегии.
В частности, уже на первом (до 2024 года) этапе реализации Стратегии предусматривается энергетическое обеспечение достижения национальных целей и решение стратегических задач развития, поставленных в Указе Президента Российской Федерации, продолжение диверсификации продуктовой и региональной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, а также структуры инвестиций в целях повышения устойчивости внутреннего энергоснабжения и экспортных поставок. При этом опережающее развитие в газовой отрасли получит сжиженный природный газ. Будет выстроена система управления, координации и мониторинга цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, созданы условия для разработки и развития цифровых сервисов и решений в единой информационной среде, обеспечена цифровизация государственного управления и контрольно-надзорной деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса. В электроэнергетике, нефтегазовом комплексе и угольной промышленности будут созданы условия для распространения опыта внедрения цифровых технологий и отраслевых платформенных решений.
В электроэнергетике и теплоснабжении продолжится совершенствование существующей модели отношений и ценообразования на электрическую и тепловую энергию в целях обеспечения баланса интересов потребителей и производителей энергии, прежде всего сокращение перекрестного субсидирования цен между группами потребителей. Будет происходить масштабная модернизация действующих генерирующих мощностей и вывод из эксплуатации устаревшего неэффективного генерирующего оборудования.
На втором этапе реализации Стратегии основным содержанием преобразований станет переход к энергетике нового поколения с опорой на новые технологии, приоритеты сместятся к глубокой переработке с использованием наукоемких технологий в целях полного обеспечения внутреннего спроса и выхода на мировые рынки с продукцией высоких уровней переделов.
-----
Earlier: